отвечаем
в мессенджерах:

Гайд: как оптимизировать страницы пагинации?

Разработка и вывод контента требуют грамотного подхода в разделении и размещении. Постраничная навигация (пагинация) — важная составляющая юзабилити сайта и приложения. С точки зрения SEO, неправильная работа с пагинацией  приводит к серьезным проблемам с индексацией и отрицательно влияет на позиции сайта в поисковой выдаче. Уделите 11 минут чтению, чтобы узнать больше про плюсы и минусы основных подходов к оптимизации пагинации.

Что это и для чего?

Пагинация — это метод условного разделения  контента на группы посредством порядковой нумерации страниц.  Ссылки на другие страницы представлены номерами, реже — в текстовом виде («Раньше»/«Позже»). Пагинация позволяет не перегружать одну страницу большим количеством контента, что ускоряет загрузку и улучшает юзабилити сайта.

Из-за неправильной настройки пагинации возможны:

Нет универсального способа оптимизации страниц пагинации. SEO-специалисты при внедрении учитывают в каждом отдельном случае поведение целевой аудитории на сайте и другие факторы.

Руководство по оптимизации страниц пагинации

Google предлагает:

  1. Не вносить изменения. 
  1. Настроить rel=»canonical» со всех страниц пагинации, включая первую, на страницу со всеми товарами pageall. 
  2. Применить атрибуты связки веб-страниц: «rel=»next»» и «rel=»prev»» (неактуально с марта 2019 года)

На практике SEO-специалисты применяют и другие методы:

Строка <meta name=»robots» content=»noindex, follow» /> добавляется в <head> на все страницы, кроме первой: 

<head> … <meta name=»robots» content=»noindex, nofollow» /> … </head>

Код запрещает роботам добавлять  страницу в индекс, что отрицательно отражается на индексации контента всех страниц, за исключением первой. Тем не менее  такой подход решает проблему дублирования страниц. 

Не рекомендуем ничего не предпринимать. Бездействие может привести только к появлению дублей страниц, что усложняет индексацию. Сайт плохо ранжируется и рискует попасть под дубли поисковых систем. Также не стоит исключать все страницы пагинации, кроме первой т.к. в результате плохо проиндексируются вторая и следующие страницы. Обычно этот метод внедряют только в том случае, если нет необходимости делать все страницы уникальными.

3 способа оптимизации пагинации для интернет-магазинов

1. Настройка rel=»canonical» на страницу со всеми товарами (pageall)

Итог: подход не поддерживается на большинстве CMS и применяется для небольших по объему сайтов без динамических страниц.

2. Настройка rel=»canonical” со всех страниц пагинации на первую (основную) страницу

Итог: метод решает проблему дублирования и рекомендуется Яндексом.

3. Использование атрибутов rel=»prev» и rel=»next»

Значения «rel=»next»» и «rel=»prev»» показывают поисковым ботам Google, что страницы связаны. Однако Яндекс такие атрибуты игнорирует, и индексация ограничивается через  мета-теги «noindex/nofollow». Кроме того, при внедрении «prev» и «next» необходимо отслеживать связи между страницами. Цепочка формируется с первой страницы в <head>. 

Важно: для первой и последней страницы  применяется только один атрибут. 

Для первой страницы: <link rel=»next» href=»http://site.com/page2.html«>. 

Для последней (например, 5): <link rel=»prev» href=»http://site.com/page4.html«>

Для остальных указывается предыдущая и следующая. Код для второй страницы будет: 

<link rel=»prev» href=»http://site.com/page1.html»>

<link rel=»next» href=»http://site.com/page3.html«>

Необходимо провести проверку на наличие дубликатов у первой страницы цепочки.

В марте 2019-го атрибуты «rel=»next»» и «rel=»prev»» потеряли актуальность. Приоритетным способом оптимизации будет настройка canonical со страниц пагинации на основную

AJAX и Javascript прокрутка

Альтернативный вариант пагинации — модель single-page с динамической загрузкой контента. Бесконечная прокрутка с постоянной загрузкой предложений в нижней части экрана — возможность улучшить юзабилити. При такой модели пользователь листает каталог, не покидая страницу, пока другие данные загружаются динамически с помощью скриптов. К сожалению, для поисковика все обстоит немного иначе. Поэтому рекомендуем просмотреть код на наличие ссылок на страницы пагинации. Сделать это можно вручную или сканированием через Netpeak Spider.

Комментарий SEO-специалиста

комментарий специалиста для статьи пагинация

Павел Лапаревич: 

Из способов, указанных в статье, лучше всего использовать генерирование уникальных мета-тегов. Таким способом у нас получается большое количество посадочных страниц, которые ссылаются на главную и друг друга. В результате улучшается внутренняя оптимизация. И скорость загрузки из-за пагинации не падает. Также можно использовать кнопку «Показать еще товары» и т.п., при этом url не меняется — новые товары прогружаются с помощью ajax. Есть вариант постоянной подгрузки товаров: сразу загружается 20 первых страниц, остальные — постепенно при скролле вниз. Использование атрибутов «rel=»next»» и «rel=»prev»»  уже не актуально: Google не видит их с 2019, а Яндекс не видел и раньше.

31.10.2019