Логотип Gusarov

отвечаем
в мессенджерах:

отвечаем
в мессенджерах:

Интервью с Дмитрием Шаховым о подходе к организации конференции, проектах и балансе работа-семья: «В разы выгоднее работать на грамотном рынке с одинаковыми ценностями»

Интервью с Дмитрием Шаховым

По горячим следам нашумевшей конференции Baltic Digital Days 2017 хотелось бы спросить: как Вам удается организовать самую душевную и атмосферную конференцию в СНГ?

Первые две мои конференции (2013 и 2014 гг) были очень похожи по формату на любые другие: доклады, спикеры, рабочие столы, послушали, разбежались. Но я заметил, что участники ждут и жаждут общения.

Поэтому взял и с 2015 года перевернул формат проведения с ног на голову, превратив первый день в многочасовое знакомство участников и спикеров в непритязательной, почти домашней обстановке на морском побережье. В итоге на следующий день, день докладов я вместо разрозненных групп участников получаю сплоченную команду из сотен людей, нацеленных на получение новой информации.

«Конференция превратилась в большую открытую семью, где всегда рады новым людям и где все всем помогают. И это мне очень нравится»

Сейчас это движение пошло дальше: участники приезжают заранее, проводят на побережье до недели, встречаются, общаются, знакомят с женами и детьми. Конференция превратилась в большую открытую семью, где всегда рады новым людям и где все всем помогают. И это мне очень нравится.

Интервью с Дмитрием Шаховым

Вы собираетесь организовать удаленную “школу по организации агентства по интернет-маркетингу”. Какие ожидания от этого проекта? Набрались ли кандидаты и нашли ли Вы общий язык?

Ситуация на рынке интернет-маркетинга на сегодня такова, что расти вертикально практически нет возможности. Точнее, плотность движения такова, что рост замедляется в разы год от года. Когда нельзя расти вертикально, нужно пробовать развиваться горизонтально: путем развития франчайзинговой и партнерской сети.

Франчайзи в нашей отрасли больше напоминает отдел продаж на местах, партнеры — как правило, агентства с недостаточными компетенциями в том, в чем мы сильны (например, только разработка, но клиенты просят услуги поискового продвижения или контент-маркетинга).

Как набрать франчайзи и партнеров так, чтобы потом не было мучительно больно работать с клиентами от них? Самый простой и логичный путь — передать им свои ценности, сформированные за годы работы, в формате длительного обучения.

«Можно быть хорошим специалистом, но когда специалист пробует себя в бизнесе, он почти всегда делает множество ошибок именно в части управления»

Это не значит, что я буду учить их интернет-маркетингу. Речь идет об управлении агентством по оказанию услуг интернет-маркетинга, о том, как правильно доносить до клиента, чем им можно помочь, сколько это стоит, как выстраивать работу так, чтобы не возникало факапов, как расширять свое влияние на местном и федеральном рынках, как работать с персоналом, управленческий учет, работа с документами и так далее.

Можно быть хорошим специалистом, но когда специалист пробует себя в бизнесе, он почти всегда делает множество ошибок именно в части управления. И даже если не все прошедшие обучение станут франчайзи или партнерами, я не огорчусь — в разы выгоднее работать на грамотном рынке с одинаковыми ценностями. Конкурентный рынок растет быстрее и вовлекает больше денег от клиентов.

У Вас много разноплановых рабочих проектов. Как Вы разделяете семью и работу? Как отдыхаете?

Отдых для меня — когда я занят тем, что мне нравится. Обычно — это определенные стадии в работе. Когда я занят стратегией нового проекта или пишу новую статью — я отдыхаю. Когда подписываю документы или общаюсь с клиентом по поводу его проекта — я работаю.

Но, конечно, есть и моменты, когда я хочу выключить или переключить свой мозг. Тогда я обычно готовлю. Или хожу пешком. Что касается семьи, она всегда рядом — офис и дом у меня в одном здании, так мы с женой решили сделать уже очень давно.

Я экономлю на дороге, обедаю с семьей, в середине дня могу уйти от компьютера и поиграть с детьми. Поэтому можно сказать, что никак работу, семью и отдых не разделяю, переключаюсь между ними в течение дня постоянно.

В интернете у Вас есть прозвище “баблоруб”. Как оно появилось? С чем это связано?

Когда я решил, что мне нужен ник в Интернете (а тогда это был трендовый момент, у всех были ники), то мне хотелось взять MasterX. Но к сожалению, такой адрес для блога на blogger.com был уже кем-то занят. И в процессе небольшого внутреннего мозгового штурма пришла идея русификации термина “манимейкер”. Так и появился “баблоруб”.

Сначала это меня забавляло, но по мере того, как росла популярность блога, а потом и моя личная популярность, это стало мешать в работе. Все же бизнес у меня был за несколько лет до блога, и тем более до написания книги. Кроме того, этап, когда я пытался заработать деньги на партнерских программах, тоже ушел в прошлое. Но кличка прилипла так, что не отодрать. Поэтому пришлось это принять и отпустить. Теперь это больше ностальгическое воспоминание.

Вы сменили несколько сфер деятельности и бизнесов и вернулись в интернет. Вы выбрали то, что приносит больше прибыли или нашли любимое дело?

Ну, ладно. Не так уж много я и сменил видов. Я начинал с рекламно-полиграфического агентства, которое потом реорганизовал в агентство по интернет-маркетингу, потому что посредническая полиграфия в нашем небольшом городе (Калининград, 450тыс.население, 6000 “живых” компаний) по сути умерла как отрасль. Наша с женой турфирма по бронированию отелей, организованная в 2008 году, прошла пик развития в 2012 году и с монополизацией рынка Букингом перестала быть прибыльной, в этом году мы ее закрываем. Прокат инструментов и инвентаря живет своей жизнью, я им практически не занимаюсь. Денег он почти не приносит, но и не требует инвестиций.

«И очень не хочу пропустить время, когда рынок интернет-маркетинга снова зачищается и открывает множество новых дверей»

Я сегодня полностью сосредоточен на развитии агентства. Я пропустил золотое время бурного роста отрасли в 2004-2005 годах, потом упустил вторую точку роста в 2007-2008 годах. И очень не хочу пропустить время, когда рынок интернет-маркетинга снова зачищается и открывает множество новых дверей.

На втором месте у меня обучение. Я сам по профессии преподаватель физики, меня просто не отпускает внутренний зов передачи своих знаний кому-то еще. Я умею учить, я стараюсь это делать везде где могу, и деньги тут не играют большой роли, хотя какую-то копейку приносят и курсы, и консультации.

Сложно ли сейчас стать SEO-специалистом и показывать результаты? Увеличился ли объем знаний, которым необходимо обладать?

Проблема не в объеме знаний, проблема в том, что в интернет-маркетинге слишком быстро меняется база. Еще 10 лет назад все продвигали сайты ссылками. Еще четыре года назад все начали продвигать интернет-магазины расширением семантики. Еще два года назад говорили о том, что хороший контент сам себя продаст. Где это все сегодня?

Циклы сокращаются. И специалист должен постоянно держать себя в тонусе. Если раньше я успевал читать про все новое, что появлялось в нашей нише, сегодня я перешел к тактике выжимок, релизов от других экспертов, сосредоточенных исключительно на чтении новых материалов.

«Ускорение сменяемости базовых знаний сказывается и на качестве современных специалистов, заставляет их все уже специализироваться»

Я так не могу, у меня просто не останется времени на управление агентством, на работу по его развитию. Ускорение сменяемости базовых знаний сказывается и на качестве современных специалистов, заставляет их все уже специализироваться. Особенно это заметно в Украине, где много агентств работают с западным сегментом. Есть уже даже не линкбилдеры, а те, кто профессионально работает только с какой-то одной соцсетью или добывает ссылки на сайтах учебных заведений. Появились те, кто профессионально продвигает внутри агрегаторов. И таким людям трудно потом переквалифицироваться.

В итоге рынок кадров развивается неравномерно в зависимости от запросов, что создает вакуум внутри агентств. Не от хорошей жизни каждое третье агентство проводит курсы и семинары. А те, кто не успеет адаптироваться к такому изменению рынка, им, скорей всего, придется его покинуть или обходиться специалистами с низкой базой двух-трехлетней давности и перегретыми зарплатными ожиданиями.

В Yandex c хорошей внутренней оптимизацией можно быстро занять позиции в топ даже новому сайту, но есть тематики где выдача очень динамична и позиции могут варьироваться от 1-30. Как можно зафиксировать позиции в динамичной выдаче (коммерческие факторы не расширишь, на ПФ повлиять трудно, так как у всех всё схоже и все чек листы внедрились сразу, регулярное расширение статичности не помогает зафиксироваться)?

Без конкретики можно дать только общий совет по наращиванию авторитетности и не столько сайта, сколько бизнеса, имеющего этот сайт. Тайпин всемогущий вас спасет, но не у всех есть деньги на прокачку бренда.

Как продвигать молодые сайты в Google, если внутренняя оптимизация дает 5-10 % от того что дает в Yandex?

Механика продвижения в русскоязычном Google не меняется уже много лет: ссылки и прямые вхождения. И на закуску уникальный контент. Да, необходимое число вхождений и число ссылок в Google часто вступают в противоречие с требованиями Яндекса. Но тут и проявляется талант оптимизатора — найти вариант, при котором и там, и там получится вывести сайт в топ.

 

С Дмитрием Шаховым поговорил Денис Пратасеня

05.09.2017