Как спрогнозировать трафик и выжать из сайта максимум

Цитата Дмитрия Иванова из интервью

Интервью с экспертом в прогнозной аналитике и управляющим в «Иванов SEO» Дмитрием Ивановым. Ниже вы найдете ответ на интересующий всех вопрос — каким образом спрогнозировать трафик и выжать из сайта максимум? А также детали самого процесса, необходимые инструменты, навыки и знания. Читайте, как использование этого комплекса выведет вашу SEO-стратегию на новый уровень.

Как происходит прогноз трафика? Какие этапы включает этот процесс?

В природу прогнозирования трафика входит учет множества факторов. Прогноз необходимо делать не по семантике, а конкретно каждому запросу в ней. Это значит, для каждого запроса потенциальный трафик нужно считать отдельно. А это, в свою очередь, означает, что нужно иметь идеальную по охвату семантику, чтобы ничего не упустить. Если расписывать структуру прогноза, то нужно учесть или сделать следующее:

  1. Прогноз позиций по каждому запросу. Нужна математическая функция некой кривой, по которой будет двигаться запрос во времени. Как пример:
1.Прогноз позиций по каждому запросу

По оси х — время, по y — процент достижения ТОП-3

Сначала позиция запроса растет быстро во времени, но ближе к ТОП-3 существенно замедляется и, возможно, даже не достигает его. На угол и форму графика функции влияют разные факторы.

Нужно определить и учесть при прогнозе позиций:

а) Степень замороженности выдачи, которая определяет какую максимальную позицию можно занять (например, агрегаторы заняли ТОП-3 и на эти позиции можно не рассчитывать)

б) Скорость роста на основе конкурентности, популярности, коммерческости, трафиконосности и так далее

  1. Прогноз CTR по каждому запросу во времени

Для прогноза CTR необходимо знать позицию запроса, а также некоторые из его показателей. Можно выгрузить уже известный CTR из Яндекс.Вебмастера по тысяче запросов. Снять по ним данные, выполнить «скоринг» и скормить нейросети, которая обучится и сможет предсказывать CTR. Точность прогнозирования CTR — до 95%. Абсолютная погрешность 1-3%.

Предсказанный CTR к фактическому

Нужно определить и учесть при прогнозе CTR:

а) Текстовый анализ слов (количество слов, TF-IDF слов, текстовые концепты)

б) Наличие контекстной рекламы (можно определить косвенно)

в) Скоринг запроса

г) Алгоритм формирования сниппета

  1. Прогноз спроса запроса во времени

По хорошему, зная спрос и умножив его на CTR предсказанной позиции можно получить потенциальный трафик. С поисковым спросом нам мог бы помочь Яндекс Wordstat. Но как выяснилось, к трафику эти цифры имеют косвенное отношение:

Яндекс Wordstat

Нужно выявлять закономерность между реальным трафиком и Wordstat и только потом прогнозировать спрос.

Можно получить данные по Wordstat за 2 года и при помощи простых линий тренда и некоторых коэффициентов получить ожидаемый спрос через год. Вот так:

прогноз по ожидаемому запросу

Нужно определить и учесть при прогнозе спроса:

а) Текстовый анализ слов (количество слов, TF-IDF слов, текстовые концепты)

б) Наличие контекстной рекламы (можно определить косвенно)

в) Скоринг запроса

г) Алгоритм формирования сниппета

Каждый из пунктов сильно зависит от сторонних факторов, таких как:

Можно перечислить с десяток факторов, которые влияют на позиции/CTR/спрос. Безусловно, это отрицательно сказывается на любом прогнозе. Все эти факторы необходимо учесть, но как это сделать если некоторые риски невозможно просчитать?

Факторы прогнозной аналитики

Здесь не получится отделаться стандартным Excel, нужна тяжелая артиллерия в виде машинного обучения. Например, для нейросетей нет ничего невозможного. Все упирается в качество данных и сложность расчетов/адаптаций моделей.

«А есть ли смысл в таких расчетах, если можно по старинке ткнуть пальцем в небо»

Чтобы получить действительно точный прогноз, нужно создавать целые ансамбли алгоритмов, которые будут просчитывать все нюансы на основе большого количества данных.

У большинства читателей, наверняка, возникает вопрос: «А есть ли смысл в таких расчетах, если можно по старинке ткнуть пальцем в небо». Пусть каждый ответит на этот вопрос сам.

Для всех ли тематик можно спрогнозировать трафик?

Для любых, приведу пример из опыта по некоторым тематикам, которые занимались SEO-продвижением. Сложнее для проектов с нецикличной «сезонкой».

Проекты с нецикличным сезонным спросом

Можно ли спрогнозировать трафик для информационных ресурсов (журналов и прочих)? Есть ли свои особенности?

Информационные ресурсы, часто хуже поддаются прогнозированию. Хайповые непрогнозируемые новости, высокий разброс по CTR на позицию, а самое главное большое количество контента вносят в прогноз шум. И этот шум никак нельзя отфильтровать. Можно делать прогноз по отдельным категориям. Но как, например, точно угадать трафик, когда потеря первой позиции может лишить запрос 50% CTR.

За какой период необходимо брать исходные данные для прогноза?

Чем больше данных, тем лучше. Однако, тренды лучше ловить за последние два года и за последние 8 месяцев отдельно.

Какой уровень знаний специалиста необходим для прогноза трафика? Это элита SEO-сферы или может научиться любой?

Научиться может любой, кто знаком с таблицей сложения и имеет базовые знания в Excel. Остальное делается по формулам, базовое понимание которых не требует много времени. Безусловно, более опытный специалист сделает более точный прогноз. Но так ведь во всех сферах!

Из каких систем аналитики берутся исходные данные? Стандартные Яндекс метрика/Google analytics или используются другие ресурсы?

Данные из систем аналитики нужны только для выявления трендов и постановки начальной точки прогноза. Основные данные собираются путем «парсинга» поисковой выдачи. И при помощи различных сервисов, которые отдают определенные параметры по запросам.

Вы одновременно являетесь и руководителем, и преподавателем, и востребованным спикером. Как Вам удается совмещать работу и личную жизнь, есть ли баланс?

Жить в кайф. Я получаю удовольствие от всех направлений. Работа в компании налажена по бизнес-процессам и дает результаты.

Преподавательская деятельность позволяет мне разгрузиться морально. Я взорвусь если не буду отдавать энергию и мне очень нравится процесс обучения. А еще очень приятно, когда мои выпускники применяют на практике знания и у них получается что-то очень крутое. Регулярно получаю кейсы, это нереальные ощущения.

«Баланс у каждого свой. Его не описать словами. Мне приходится делать множество дел одновременно, но в этом мой баланс»

Я выступил на 51 конференции за 6 лет и мне до сих пор не надоело. Те, кто ездят на конференции со мной – знают в чем секрет! Это идеальное место для разгрузки, которое можно провести с пользой для бизнеса и своей головы.

Баланс у каждого свой. Его не описать словами.Мне приходится делать множество дел одновременно, но в этом мой баланс.

Чем будет отличаться SEO в 2018 году по Вашему мнению? Есть ли перспективы у голосового поиска?

Сомневаюсь что у голосового поиска есть перспективы. Люди печатают быстрее чем говорят, а в чем тогда удобство? У Apple не получилось заставить людей пользоваться супер-навороченной Siri. С чего бы тогда переходить на голосовой поиск.

Судя по летне-осенней волне, сейчас в тренде машинное обучение. Все больше SEO-специалистов говорят и пишут об этом. Кроме того, многие стали применять машинное обучение в своих сервисах. Я тоже немного скорректировал свой курс, давая больше информации по этому направлению.

«Всем читателям скидка 20% по промо-коду: GUSAROV. Будем в тренде»

И это не шутка, обращайтесь в компанию «Иванов SEO», используйте промо-код и начинайте новую главу аналитики своего сайта.

 

06.10.2017

Об авторах:

Денис Пратасеня

Интернет-маркетолог агентства. Когда он не задействован в стремительном круговороте цифрового маркетинга, проводит время на футбольном поле, с книгой в руках или отправляется на прогулки с друзьями и камерой.